Клуб почитателей классической музыки
+7 (499) 322-25-32
Главная » Оперы » Альцеста (Глюк) - сюжет и краткое содержание, либретто, послушать арии и оперу онлайн бесплатно

Альцеста (Глюк)

Об авторе
Альцеста (Глюк)

Основой оперы Глюка стал древнегреческий миф о самопожертвовании Альцестой (Алкестидой). Этот миф был обработан трагиком Еврипидом, жившим в 5 веке до н.э., который стал первым драматургом, который сделал женщину центральным образом в трагедии. Самой ранней является «Алкестида» (438 год), а после идут «Ифигения в Тавриде», и в конечном итоге «Ифигения в Авлиде». Красной нитью через эту трагедию проходит вмешательство богов.

На премьера в Вене опера была очень тепло принята зрителями, хотя и создает некую атмосферу мрачности. Отдельная постановка встретила шквал положительных отзывов, это именно та, за которой Глюк лично наблюдал с особым вниманием. Посредственное исполнение в Италии стало причиной ее полного провала, а иногда и просто холодного восприятия. Вторая редакция ознаменовалась исправлениями в партитуре в 1774, которая была поставлена в 1776 году в Париже с посредственным успехом.

Для того чтобы оценить по достоинству эту оперы, основанную на либретто Раньеро да Кальцабиджи, Вы также можете ознакомиться с ее кратким содержанием, а так же увидеть видео некоторых постановок Первое действие. Картина первая. Народ Фессалии постигло великое горе. Глашатаем объявлено о смертельной опасности, толпа, собравшаяся перед дворцов пребывает в шоке. Никакие усилия лекарей не увенчаются успехом. Царица Альцеста скрывается в храме, чтобы молить богов и продлении жизни ее мужа.

Вторая картина. Храм Аполлона становится местом жертвоприношения Альцестой и совместно с людьми просит Богов о помиловании ее мужа Адмета. Боги внемлют ее молитвам – Аполлон озарен чудесным светом, а голосом оракула объявляется о спасении Адмета, но только в случае если кто-то пожертвует своей жизнью. Речь оракула наводит ужас на собравшихся людей. Храм постепенно пустеет, а алтаря остается стоять только Альцеста. Они приняла решение пожертвовать собой ради мужа. Трепеща и дрожа внимает Альцеста речам верховного жреца – боги соглашаются взять ее жертву. Второе действие. Дворец празднует. Народ торжествует, встречая исцеленного царя. Проницательность Адмета не позволила упустить, что одна только его жена Альцеста невесела, одна она грустит среди радостных и ликующих людей.

После долгих и настойчивых просьб мужа, Альцеста рассказывает супругу о своей ужасной перспективе. Адмет впадает в отчаяние – жизнь перестанет иметь для него смысл, если его жена не будет рядом. Пожертвование нельзя повернуть вспять, поэтому Адмет принимает решение уйти из жизни с Альцестой. Третье действие. Первая картина. Альцеста оплакивается народом, собравшимся на площади перед дворцом. Сама она уже покинула дворец, чтобы пожертвовать собой ради своего мужа, как и было обещано. Внезапно становится известно о возвращении из долгого странствия Геракла.

Он шокирован известием о беде, постигшей его друга. Благородство героя проявляется в его решении выхватить супругов из хватких объятий богов подземного царства мертвых Вторая картина. Далее звучит ария посреди мрачной и пустынной местности. Вход в царство Аида увенчивается голыми скалами – таков вход в подземное царство теней,

последнее пристанище душ умерших. Здесь появляется Альцеста, для того что принести себя в жертву и уйти навсегда из этого мира. Вдруг она останавливается духами ада, поскольку еще не настало время смерти, а она сможет принести свою жертву лишь после захода солнца.

Пораженная Альцеста видит, как приближается ее супруг Адмет, который решил умереть вместо с супругой. Зашло солнце. Земля окутана густыми сумерками. Тьмой ознаменовано появление Танатоса – бога смерти. Он отдает приказ, и духи ада забирают Альцесту в царство мертвых. Отчаянный Адмет кидается следом за любимой, но останавливает его появление Геракла. После спасения своего друга, Геракл направляется к Аиду и после ожесточенной схватки забирает обратно жертву богов подземного царства. Альцеста, после героического освобождения Гераклом, бросается в объятия своего любимого супруга. Среди облаков объявляется Аполлон. Ликующий и прославляющий Адмета и Альцеста народ наблюдает, как Аполлон воссоединяет счастливых мужа и жену.

Эта опера стала для Глюка воплощением реформаторских принципов оперы, избавления ее от заезженных штампов, когда музыка считалась лишь приятным сопровождением, и не была средством проявления драматургии. Заметна весомая роль симфонических и танцевальных средств. Самые известные арии из оперы представлены на сайте клуба «Орфей», где можно слушать их онлайн бесплатно. Значительно была переработана опера Глюком перед парижской оперой в 1776 году. Именно в этой второй редакции Геркулес справляется с богами в преисподней, в то время как венская версия просто представляет эпизод, когда Аполлон дарует жизнь супругам. Последняя версия отличается отсутствием детей Альцесты, и ее приближенной Исмены.

Концерты классической музыки в Москве от клуба "Орфей" 2014-2017 г. © Все права защищены