Клуб почитателей классической музыки
+7 (499) 322-25-32
Главная » Оперы » Алмаст (Спендиаров) - сюжет и краткое содержание, либретто, послушать арии и оперу онлайн бесплатно

Алмаст (Спендиаров)

Об авторе
Алмаст (Спендиаров)

Алмаст – опера в четырех действиях Александра Афанасьевича Спендиарова, армянского композитора и дирижера. Считается, что Александр Афансьевич – один из основоположников армянского музыкального искусства, армянской классической музыки. Сочинение Александра Спендиарова осталось незавершенным, впоследствии, музыкальная редакция оперы была завершена Максимилианом Штейнбергом, который также завершил работу над музыкой пролога и эпилога. Либретто основано на поэме армянского поэта Ованеса Туманяна «Взятие Тмкаберта».

Однако из-за задержек с написанием либретто было завершено поэтессой Софией Парнокв 1918 году. Первая премьера оперы «Алмаст» прошла уже после смерти автора оперы. Событие прошло 23 июня 1930 года во 2-ом Государственном театре оперы и балета в Москве. Также опера ставилась на украинском и армянском языках. В октябре 1939 года на юбилее армянского искусства в Москве была показана вторая редакция либретто, осуществленная Тиграном Акумяном.

Сюжет оперы построен на основании народных легенд и сказаний, которые основываются на материале подлинных исторических событий первой половины 18 века. Содержание произведения повествует об одном из наиболее трагичных моментов борьбы армянского народа с иранскими захватчиками. Этот эпизод описывает осаду крепости Тмук персидскими войсками под предводительством Надир-шаха и героическое сопротивление осажденных, под предводительством армянского князя. В первом действии оперы события повествуют о персидском правителе Надир шахе, который отчаявшись из-за безуспешных попыток штурма крепости, ищет любой возможный способ ее захватить. Один из приближенных Надир шаха советует ему взять крепость хитростью. У армянского князя Татула, который руководит сопротивлением, есть жена Алмаст, которой князь полностью доверяют. Надир шах решает обманом переманить на свою сторону Алмаст, используя любые обещания несметного богатства и даже любви самого шаха. Для этого он посылает в крепость своего лучшего придворного певца Ашуга. Во втором действии Алмаст разрывается между обещанными богатствами и властью от Надиршаха и мыслями о своем храбром супруге. В это же время в крепости проходит очередной бой между персами и армянским гарнизоном.

Но посланец шаха придворный певец Ашуг продолжает обольщать княгиню и уверяет ее, что она завоевала сердце самого Надиршаха. Бой между персами и армянскими войсками заканчивается полной победой последних, и войско возвращается, встречаемое ликующим народом. В третьем действии армянские воины вместе с Татулом, окрыленные победой, празднуют удачный бой. Княгиня Алмаст следит за тем, чтобы чаши воинов не пустели, и нескончаемым потоком лилось вино. Когда князь Татул начинает понимать, что так безрассудно пить и праздновать, находясь столь близко к вражеским войскам – опасно, княгиня успокаивает его и даже приказывает отнести вино стражникам на входах в крепость. Именно во время этой сцены пира, которую можно послушать онлайн на сайте клуба «Орфей», окончательно у княгини Алмаст созревает решение о предательстве. По праву этот эпизод считается примером выдающегося музыкально - драматического мастерства автора оперы Спендиарова. На фоне общего веселья и пиршества выступают

душевные метания Алмаст: страх и смятение, и в тоже время решимость пойти на преступление. После того, как все воины засыпают от усталости, Алмаст подает знак войскам Надиршаха и, тем самым предает свой собственный народ. В ходе неравного боя за крепостными стенами армянские воины терпят поражение и Надиршах вступает в замок. Алмаст встречает его поклоном.

Музыка оперы «Алмаст» обладает выдающимися художественными достоинствами. Произведение заслужено является одной из вершин армянской оперы и всего армянского музыкального искусства. На сайте клуба «Орфей» можно не только слушать произведение онлайн, но и бесплатно смотреть видео этого знаменитого произведения армянского искусства. Четвертое действие открывается монологом Надиршаха. Взятие крепости и смерть Татула не радуют Надиршаха. Мрачные мысли одолевают шаха, не чувствует он покоя на покоренной земле. Вместо обещанной власти и богатства Алмаст получает рабство и жизнь наложницей шаха. После поражения армянский народ не собирается сдаваться и под предводительством уцелевших защитников крепости начинают восстание. Войска шаха вынуждены уйти из-за нарастающего давления народа. В финале оперы — монументальная массовая сцена. Героический призыв к борьбе предводителя Рубена, уцелевшего после битвы за крепость, перерастает в торжественный хор, который прославляет родину, свободу и народ.

Концерты классической музыки в Москве от клуба "Орфей" 2014-2017 г. © Все права защищены