Клуб почитателей классической музыки
+7 (499) 322-25-32
Главная » Оперы » Адриана Лекуврер (Adriana Lecouvreur) - сюжет и краткое содержание, либретто, послушать арии и оперу онлайн бесплатно

Адриана Лекуврер (Adriana Lecouvreur)

Об авторе
Адриана Лекуврер (Adriana Lecouvreur)

Adriana Lecouvreur – это опера Чилеа, слушать и смотреть которую и сегодня можно в четырех действиях. В основе произведения – одноименная пьеса Скриба и Легуве, либретто к которому написано А. Колаутти. Премьеру сокращенной четырехактной оперы принимал миланский театр – Театро лирико интернацьонале в начала ноября 1902 года. Стоит заметить, что впервые премьера пятиактной комедии-драмы, написанной в прозе под одноименным названием, появилась в 1849 году и ставилась в Париже. Успех сопровождал постановку на всех европейских сценах того времени. Именно Колаутти сократил произведение на целый акт, и создал 3 варианта либретто. В миланской премьере оперы Чилеа принимал участие Энрико Карузо. Незначительные нестыковки и неясности, как отмечают многочисленные восторженные отзывы тех времен, не помешали успеху произведения, а внесенные Чилеа перед смертью изменения не повлияли на неизменный восторг от его восприятия.

Для начала, чтобы раскрыть краткое содержание произведения, стоит несколько слов сказать об истории создания оперы. Здесь необходимо отметить, что главная героиня Чилеа является лицом историческим и известна под реальным именем как актриса театра Французской комедии, жившая в конце семнадцатого, тридцатых годах восемнадцатого веков. Известность ей принесло исполнение партий главных героев в трагедиях, созданных Расином. Мадемуазель Лекуврер была успешна и в свете и на сцене, ее ценил король Людовик XV, почитателем ее творчества был Вольтер. Именно роль героини его трагедии стала последней на ее творческом пути. На руках непревзойденного писателя и философа Франции Адриана умерла, как не странно это прозвучит, от дизентерии. Виновницей ее смерти считали герцогиню Буйонскую, считавшую актрису своей основной соперницей. И легенда действительно раскрывает связь Адрианы и Морица Саксонского, которая длилась практически десятилетие. Сам Мориц Саксонский действительно был видным полководцем и французским маршалом, побочным сыном курфюрста Саксонии, распутником и т.п. Другие персонажи оперы также имеют свои реальные прообразы: принц и принцесса Буйонские – герцогская супружеская пара, мадемуазель Данжевиль – комедийная актриса и т.п.

Сюжет произведения повествует о том, что действия разворачиваются в Париже в театре Французской комедии в начале весны 1730 года.

В первом действии на сцене театра режиссёр Мишонне и труппа, готовящаяся к выступлению по произведению Расина «Баязет». Здесь звучит ария Адрианы из оперы Adriana Lecouvreur, в которой героины проговорилась о любви к молодому офицеру, в реальности оказавшемуся графом Морисом Саксонским. Принцесса Бульонская, также пылающая к нему страстью, присылает ему письмо, в котором говориться о свидании, что заставляет Мориса отказаться от встречи с Адрианой. Принц Бульонский, благодаря аббату, узнает о письме и принимает решение вывести на чистую воду Мориса и принцессу. Для этого он собирает в замке гостей, в числе которых и актриса.

Автор оперы содержание второго действия раскрывает через трагизм ситуации. Состоялась встреча между Морисом и принцессой, который смог предложить девушке только дружбу, сказав о своей любви к другой. С неожиданным появлением принца и аббата разгорается скандал, несмотря на то, что принцесса успела спрятаться, Мориса обвиняют в любовной связи, что он, естественно отрицает. Благодаря этой сцене Адриана узнает о том, что Морис не простой офицер, но граф. Происходит объяснение в любви и граф просит у девушки помощи, необходимой для того, чтобы вывести принцессу из замка. Объяснениями встречи были политические мотивы.

В третьем действии описывается прием, устроенный принцем Бульонским. Адриана, думает о сопернице и внушает себе, что граф с ней холоден. Взаимная ревность молодых людей становится основанием для ссоры. Соглашаясь на просьбу принца о выступлении пред гостями, Адриана выбирает монолог Федры из трагедии, написанной Расином, сутью которого был упрек в неверности, который героиня обращает сама к себе. Намек становится абсолютно прозрачен и понятен всем присутствующим. Оскорбленная принцесса задумывает месть.

Трагедия четвертого действия разворачивается в доме Адрианы, куда приезжает режиссер Мишонне, друг и ее тайный воздыхатель. Все его усилия направлены на то, чтобы успокоить девушку и уговорить не отказываться от сцены. Он преподносит Адриане выкупленные из залога ее драгоценности, на что тратит все свое наследство. От друзей, в честь ее дня рождения, о котором она забывает, поступают подарки.

Одним из таковых оказывается шкатулка, на которой красовалось имя графа, а в нутрии находился букет увядших фиалок. Адриана прижимает их к лицу в тот момент, когда в комнату заходит граф, умоляющий девушку о прощении. Но, отравленные цветы, о чем понимает Адриана из-за резко ухудшившегося самочувствия, прислал не Морис, который, в свою очередь понимает, что это «подарок» от принцессы. Адриана умирает на руках у Мориса и верного Мишонне.

Сегодня на сайте клуба «Орфей» каждый может бесплатно услышать самые знаменитые арии из оперы Adriana Lecouvreur, среди которых ария из первого действия под названием «Io son l'umile ancella». Здесь же в режиме онлайн можно увидеть видео версию современных постановок.

Maria Callas, Adriana Lecouvreur "Ecco, respiro appena... Io son l'umile ancella"

Елена Образцова Ария Принцессы из оперы из оперы "Адриенна Лекуврер"

Чилеа. "Адриана Лекуврер". Io son l'umille ancella. А.Нетребко

Концерты классической музыки в Москве от клуба "Орфей" 2014-2017 г. © Все права защищены